Главная » Статьи » Мои публикации

Использование потенциала учебных дисциплин в формировании духовной культуры младших школьников.

Вопрос духовного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладываются в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень много. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей.

Педагогический смысл работы по духовному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Литература занимает особое место в формировании личности, духовной культуры ребенка. Учитель обращается всеми возможными ему способами к духовному миру своего воспитанника. И чем старше становится ребенок, тем более сложные категории духовности ему приходится осмысливать.

Ф. И. Буслаев - классик русской филологической науки, автор первого фундаментального методического труда «О преподавании отечественного языка», посвященного русской словесности, - видел в языке первооснову духовного развития». «Вместе с языком, считал он, необходимо образовывать и развивать все духовные способности, разумеется на чтении писателя».

Время, в котором мы живем, время обилия информации, разнородной по своему содержанию и чаще всего не предусмотренной для духовного становления человека. Современные детские передачи, игры, сериалы вряд ли способны вывести детей к пониманию чтения Пушкина, Толстого. Мы дали детям материальный взгляд на мир, дали миропонимание, которое привело к потере свободы духа, творчества. Это в свою очередь привело к равнодушию, к потере читательского интереса. Следовательно, нужно пересмотреть способ общения и изложения материала. В методике литературы уже младшей школы возможно ввести элемент философии литературы, расширяя смысловой аспект художественного произведения. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Вовремя сформировать читательский вкус, воспитывая детей на «образцовых», классических примерах.
  2. Стараться максимально приблизить исторический контекст произведения и современности, преодолевая «грани времени».
  3. Выработать в детях способность стремиться к познанию.
  4. Не разрушать целостное восприятие мира и показать его гармонию.

Одним из приемов, помогающих решить названные выше задачи, является обращение к анализу слова, стилистике текста, языку символов.

Рассмотрим это на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Центральной темой сказки является утверждение добра и зла. Человек в земном своем бытии находится между двумя началами. Для понимания этой мысли необходимо с учащимися произвести анализ двух миров, двух образов красоты: царевны и царицы, поразмышлять над вопросами: какая красота истинна и какая ложна? Почему царица одержима злом? (Какое чувство движет ею?). Учащиеся ищут ответ в тексте сказки.

Следует обратить внимание учащихся на эпитет красавицей-душой, отметить, что именно в красоте душевной превосходство молодой царевны. В данном случае вполне уместны следующие вопросы: а какая душа у царицы?

Какими словами автор показывает ее внутреннюю сущность? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива, гневная, злая).

Сила бескорыстной любви в сказке А. С. Пушкина, как и в жизни, способна творить чудеса. ( Гроб разбился. Дева вдруг ожила).

Немаловажную роль в сознании человека занимают образы. Именно в младшем школьном возрасте, когда так сильна эмоциональная память, восприятие того или иного образа может оказаться решающим в жизни человека, потому что именно в это время формируется в детях духовное начало. 

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Большую воспитательную силу имеет пример героев книг, исторических деятелей выдающихся ученых.

Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой силой, приятной манерой общаться. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению. Высоконравственный, но малосимпатичный персонаж уместно при случае наделить характеристиками и оценками, ослабляющими вызыванное чувство неприязни, а порочного, но полюбившегося детям «героя» суметь доходчиво и доказательно развенчать. Столь же важно предупреждать возможные случаи появления пассивно – созерцательных идеалов. Они служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной мечтательности.

В младших классах часто используются рассказы на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих духовно-нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

У рассказа на этическую тему несколько функций:

  • служить источником знаний;
  • обогащать нравственный опыт личности опытом других людей.
  • служить способом использования положительного примера в воспитании.
К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:

Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток и эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.

Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.

Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше.

Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается только из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному по содержанию и по настроению, например, к спортивному занятию.

Уроки внеклассного чтения имеют большое значение в формировании духовной культуры младшего школьника. На этих уроках возможно использование произведений таких авторов, как А. С. Пушкин «Ангел», И. С. Аксаков «Сельский вечер», И. А. Бунин «За все тебя, Господь, благодарю», А. А. Блок «Вербочки», Б. А. Пастернак «Рождественская звезда», М. И. Цветаева «Я счастлива жить образцово и просто…» и др.

А в творческих работах учащиеся могут поделиться своими переживаниями, поступками. Ученица нашего класса Лабаева Еатерина свое отношение к героям Великой Отечественной войны так показала в стихотворении «Письмо солдату»…

Письмо солдату
Пишу тебе, солдат, письмо я.
Ты не забыт, поверь, о нет!
Пишу, чтобы сказать: «Спасибо,
Спасибо через много лет.

Благодарю тебя за подвиг,
Который в жизни ты свершил,
За этот мир и за свободу,
Что нам с сестренкой подарил.

За твое мужество,отвагу
За силу духа в том бою,
Я говорю тебе: «Спасибо»,
Что не отдал ты все врагу.

Благодарю тебя покорно,
И низкий от всех нас поклон,
В сердцах и памяти ты вечен,
Солдат, защитник, наш герой!

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности.

Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Категория: Мои публикации | Добавил: olnandreeva (27.10.2010)
Просмотров: 802 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: